«Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?»
Евр.12:7
В первых одиннадцати стихах двенадцатой главы Послания к Евреям слова «наказание», «наказывает», «наказывать» встречаются 7 раз. В результате этого при поверхностном чтении может создаться впечатление, что Бог похож на злого отца, секущего своих детей за малейшую провинность. Это ложное представление возникает тогда, когда наказание понимают лишь как кару.
Мы облегченно вздыхаем, когда узнаем, что у слова «наказание» в Новом Завете очень широкое значение. Это слово на самом деле означает «воспитание ребенка» и включает весь широкий спектр деятельности родителей, растящих детей. Давая определение этому слову, Киттель пишет, что это — процесс «воспитания и формирования ребенка, еще не достигшего зрелости и потому нуждающегося в обучении, наставлении, управлении и определенной дозе принуждения, выступающего в форме дисциплины или даже наказания».
Христиане, которым адресовалось Послание к Евреям, страдали от преследований. Автор же послания говорит о преследовании как составной части наказания от Господа. Означает ли это, что это преследование послал Бог? Конечно, нет! Оно было организовано врагами Евангелия.
Наказывал ли Бог христиан потому, что они грешили? Нет, ведь преследование разразилось скорее всего потому, что они верно свидетельствовали о Христе. Что же мог иметь в виду автор, говоря о преследовании как о наказании от Господа? То, что Бог позволил ему начаться, а потом использовал его как часть воспитательного плана для Своих детей. Другими словами, Он воспользовался преследованием, чтобы очистить, преобразить и усовершить Своих детей по образу Своего Сына.
Никто не спорит, такое наказание не доставляет никакого удовольствия. Резец скульптора отнюдь не миндальничает с мрамором. Раскаленная печь встречает золото жаром. Но эта цена совсем не высока, когда мы видим, что из бесформенной глыбы мрамора появляется лицо человека, а золото очищается от примесей.
Мы наносим себе непоправимый ущерб, презирая наказание Господне или же слабея под ним. Единственно правильное отношение — помнить, что в руках Бога оно стало средством для нашего воспитания, и потому стараться извлечь из него как можно больше пользы. Именно это имеет в виду автор, говоря: «наказание… наученным чрез него доставляет мирный плод праведности» (Евр.12:11б).