«…Хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтоб и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке»
1Кор.14:19
Речь здесь идет, конечно же, о говорении на собраниях церкви на незнакомых языках без перевода. Павел решительно возражает против этого. Он настаивает, что все, что произносится в церкви, должно быть ясным и вразумительным, иначе это никоим образом не может служить наставлению других.
Я думаю, мы можем расширить сферу применения этого стиха. Когда мы говорим, то должны говорить настолько громко, чтобы нас могли слышать все, иначе мы с таким же успехом могли бы говорить и на иностранном языке. В любой аудитории есть плохо слышащие люди. Для них проповедь становится настоящей пыткой, если проповедник говорит так тихо, что они не всегда могут уследить за нитью его рассуждений. Любовь думает прежде всего не о себе, а о других и поэтому говорит громко, так чтобы все могли слышать.
В своей речи любовь использует простые слова, понятные всем. Нам есть что сказать миру — и прекраснее нашей вести не может быть ничего.
Очень важно, чтобы люди эту весть не только услышали, но и поняли.
Если же мы то и дело сбиваемся на «церковный» жаргон, используем слова и понятия, простым людям незнакомые, то наносим нашему делу огромный вред.
Один проповедник отправился евангелизировать Дальний Восток, конечно же, с помощью переводчика. Свою проповедь он начал так: «Мышление можно подразделить на две категории — абстрактное и конкретное». Взглянув на аудиторию из беззубых бабушек и непоседливых детей, переводчик это предложение перевел так: «Я проделал весь этот далекий путь из Америки, чтобы рассказать вам о Господе Иисусе». Говорят, что с этого самого момента вся проповедь была в руках ангелов.
В последнем номере одного христианского журнала я встретил следующие выражения: нормативный исходный факт транс-исторической категории; работа, которая была не эклектической, но обладала постоянной сущностью; вертикальный континуум сознания; классическая причинность на экстремальных пределах измерения. Господь да сжалится над беднягами, которые должны продираться сквозь джунгли религиозной тарабарщины. Бог да оградит нас от тех, кто при всем многословии громоздких и бесконечных предложений умудряется ничего не сказать.
Говорят, что в среднем теле- и радиопрограммы строятся так, чтобы они были понятны людям с неполным средним образованием. Это должно послужить подсказкой всем христианам, желающим донести до мира весть о спасении. Пусть наша весть будет проста и понятна: «Христос зовет грешников к Себе». Лучше сказать пять слов и быть понятым, чем 10 000 на не понятном никому языке.