Вера
«А без веры угодить Богу невозможно».
(Евреям 11:6)
Вера без здравого смысла — это фанатизм, а здравый смысл без веры — рационализм. Жить по вере — значит совмещать и то, и другое. Здравый смысл — это не вера, а вера — это не здравый смысл. Между ними то же соотношение, что и между естественным и духовным, между порывом страсти и вдохновением. Иисус Христос никогда не говорил «в смысле здравого смысла», Он всегда говорил в смысле откровения, а откровение проникает туда, куда здравому смыслу ход заказан. Прежде чем вера станет объективной реальностью, ее нужно испытать. «Притом знаем, что… все содействует ко благу» (Рим. 8:28), и, что бы ни случилось, таинство промысла Божьего преобразовывает идеалы веры в реальность. Вера всегда дело личное, вся цель Божья именно в том и заключается, чтобы в детях Его идеалы веры становились реальностью. На каждую частную деталь жизни по принципам здравого смысла есть факт откровения Божьего, с помощью которого мы можем познать на практике то, в чем мы доверимся Богу. Вера — это дело отнюдь не пассивное, а напротив, невероятно активное. Вера всегда ставит на первое место Иисуса Христа — «Господи, раз Ты так сказал (например, Мф. 6:33), то, хоть это и кажется безумием, я сделаю по слову Твоему». И вера чисто интеллектуальная становится нашим личным достоянием через борьбу, и не иногда, а всегда через борьбу. Бог нас ставит в какие-то обстоятельства, чтобы воспитать веру нашу, потому что суть веры в том, чтобы ее объект сделать реальностью. Пока мы не знаем Христа, Бог для нас абстракция, верить в Него невозможно, но, как только мы слышим слова Христа: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9), у нас появляется что-то настоящее, конкретное, а для веры исчезают все преграды. Вера — это такое состояние, когда все, что в человеке есть, занимает правильное положение по отношению к Богу силой Духа Иисуса Христа.