Глава IX
14. Но когда воля находит успокоение в самом знании, что происходит в случае любви к духовному, тогда слово зачатое (conceptum) и слово рожденное (natum) есть одно и то же. [Так] тот, кто, например, совершенным образом знает и совершенным образом любит благочестие, уже благочестив, даже если не существует какой‑либо необходимости действовать вовне посредством своих телесных членов в соответствии с ним. Но в любви вещей плотских и временных, как и в порождениях животных, есть разница между словом мыслимым и словом рожденным. Ибо здесь то, что зачинается желанием, рождается обретением. Поэтому для любостяжания недостаточно знать и любить золото, если только оно им не владеет. И так же [вожделеющему недостаточно] знать и любить есть или же возлежать [с кем‑либо], если только он этого не делает; и так же знать и любить почести и власть, если только у него их нет. И даже если все это будет получено, этого все равно не будет достаточно. [Потому‑то] Иисус Христос говорит: «Всякий пьющий воду сию, возжаждет опять» (Ин., IV, 13). И то же самое говорит псалмопевец: «Вот, он зачал боль и родил несправедливость» (Пс., VII, 15).54 И он говорит о боли или трудностях как зачатых, так как они мыслимы,55 и которых недостаточно знать и желать; и душа пылает и страждет от неудовлетворенности, пока она их не достигнет и как бы не породит. Отсюда в латинском языке мы имеем слово «рожденное» (parta), искусно увязываемое со словами «обретенное» (reperta) и «узнанное» (comperta), которые звучат как будто произведенные от слова рождение (partu). Ибо «похоть же, зачавши, рождает грех» (Иак., I, 15). Поэтому Господь призывает: «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные» (Мф., XI, 28); и в другом месте: «Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!» (Мф., XXIV, 19). И когда поэтому Он относит к рождению слова и правые и греховные деяния, он говорит: «Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф., XII, 37), тем самым имея в виду слова не слышимые, но внутренние неслышимые слова размышления и сердца.