«Первый в тяжбе своей прав, но приходит соперник его и исследует его»
Прит.18:17

 

 

В первой половине этого стиха говорится о недостатке, присущем большинству из нас — все доказательства и свидетельства мы представляем так, чтобы выставить себя в наиболее выгодном свете. Это получается у нас как бы само собой. Так, например, мы утаиваем факты, способные нам повредить, и сосредоточиваем все внимание на тех, что говорят в нашу пользу. Мы сравниваем себя с другими, чьи недостатки еще более очевидны. Вину за свои проступки мы перекладываем на других. Мы приписываем благородные мотивы самым неблаговидным поступкам.

Мы искажаем и перекручиваем факты до тех пор, пока они не имеют с реальностью ничего общего. Мы избираем эмоционально окрашенные слова, стремясь склонить соперника на свою сторону.

Адам перекладывал вину на Еву: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт.3:12). Ева же во всем обвинила дьявола: «Змей обольстил меня, и я ела» (Быт.3:13).

Пощадив овец и волов амаликитян, Саул попытался защититься от обвинений в непослушании, приписав своему поступку благочестивый мотив: «Народ… взял лучшее… для жертвоприношения Господу» (1Цар.15:21). Если это и было неправильно, то виноват в этом был не он, а народ.

Для того, чтобы получить оружие, Давид солгал Ахимелеху, сказав, что поручение царя было спешное (1Цар.21:8). На самом же деле Давид не только не был царским посланцем, но и скрывался от царя Саула.

Попыталась скрыть правду и женщина у колодца. Она сказала: «У меня нет мужа» (Иоан.4:17). В действительности же у нее было пять мужей, а сейчас она жила с тем, с кем не была обвенчана.

Подобным примерам нет конца! Унаследовав от Адама греховную природу, мы уже не в состоянии сохранить полную объективность при изложении нашей стороны вопроса. Нас неудержимо тянет выставить самих себя в наиболее благоприятном свете. Мы снисходительно улыбаемся, замечая за собой грехи, на которые бы мы обрушились с гневным негодованием, заметь мы их в жизни другого.

«Первый в тяжбе своей прав, но приходит соперник его и исследует его». Это значит, что если кто-то спросит об этом деле его соседа, то получит более аккуратное изложение фактов. Тот разоблачит все искусные попытки замазать недостатки и найти себе оправдание. Он изложит историю в неискаженном виде.

В конечном счете именно Бог — наш высший Соперник, проливающий свет на скрытое в темноте, раскрывающий все помышления и намерения сердца. Он — свет, и в Нем нет никакой тьмы. Если мы хотим жить в постоянном, ничем не омраченном общении с Ним, то в любом нашем свидетельстве мы должны быть честны и открыты, даже если наши проступки всплывут.

 


 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.