Глава X
11. Один писатель, желая кратчайшим путем обозначить свойства каждого Лица в Троице, говорит: «Вечность (aeternitas) – в Отце, вид (species) – в образе (in imagine), польза (usus) – в даре (in munere)». И поскольку это был муж немалого авторитета в истолковании Писания и в утверждении веры (ибо это было сказано в книгах Илария41), то я, насколько мог, искал тайный смысл этих слов, т. е. слов об Отце, образе и даре, и о вечности, виде и пользе. И я не думаю, что словом «вечность» он хотел выразить больше того, что Отец не имеет отца, от кого бы Он был, и что Сын от Отца так, чтобы быть, и так, чтобы быть совечным Ему. Ибо если образ совершенно исполняет Того, Чьим образом является, то [именно] образ соделывается равным Ему, а не наоборот. Иларий назвал этот образ видом (speciem), как я думаю, по причине красоты (pulchritudinem), 42 в чем налично сразу же и совершенное согласие, и совершенное равенство, и совершенное подобие; и в чем нет какого‑либо различия или неравенства, или неподобия в какой‑либо части, но что неизменно соответствует Тому, Чьим образом является; в чем – совершенная жизнь, ибо здесь жить и быть не есть разное, но одно и то же – быть и жить; здесь же и совершенное понимание, ибо здесь понимать и жить не есть разное, но одно и то же – понимать, жить и быть.