«Вникай в себя и в учение…»
1Тим.4:16
Среди характерных черт Слова Божьего есть и та, что теория и практика в нем идут рука об руку. Возьмем, например, Послание Филиппийцам 2:1-13. Эти стихи закладывают основу учения о Христе. Из них мы узнаем о Его равенстве с Богом-Отцом, о Его самоуничижении, Его воплощении, Его служении, Его смерти и, как последствие этого, Его прославлении. Но это все представлено в послании не как научный трактат, а как призыв к христианам в Филиппах и к нам иметь тот же образ мыслей, как и Христос. Если мы, как и Он, будем жить для других, тогда исчезнут эгоизм и тщеславие. Если мы, как и Он, займем самое низкое место, то придет время, когда Бог превознесет нас. Трудно переоценить значение этих стихов для нашей повседневной жизни.
Я часто думаю об этом, читая книги по систематическому богословию.
В них авторы пытаются собрать воедино все, что Библия учит по вопросам веры, будь это доктрина о Боге, о Христе, о Святом Духе, об ангелах, человеке, грехе, искуплении и т. д. Это, несомненно, очень ценно, но оторванное от практической праведности, может так и остаться лишь сухой теорией. Можно скопить несметные интеллектуальные сокровища великих доктрин Библии, в повседневной же жизни являть собой печальный образец духовной нищеты. Если мы изучаем Библию такой, какой нам дал ее Бог, она никогда не разделится у нас на две независимые друг от друга части, на теорию и практику. Они являются частями одного целого, тесно переплетены друг с другом и друг друга уравновешивают.
Наверное, ни один аспект библейского учения не пострадал так сильно от оторванности от повседневной жизни, как пророчества. Слишком часто к ним обращались лишь для удовлетворения любопытства. Сенсационные теории о личности антихриста могут привлечь на лекцию толпы, но не способствуют духовному росту. Пророчества были написаны не для того, чтобы у кумушек было о чем почесать языком, но для формирования христианского характера. Изучая влияние доктрины о Втором пришествии на наши обязанности, характер и поведение, Джордж Петерс составил список из 65 пунктов, и этот список, несомненно, еще далеко не полон.
Мы должны твердо усвоить, что никогда нельзя отрывать богословие от практической праведности. Изучаем ли мы Библию для себя, преподаем ли Слово другим, мы должны постоянно помнить о наставлении Павла Тимофею: «Вникай в себя и в учение…»