«Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден»
Тит.3:10,11
Когда мы слышим слово «еретик», то чаще всего думаем о человеке, придерживающемся и распространяющем учения, противоречащие великим основополагающим истинам христианской веры. Мы думаем о таких лжеучителях, как Арий, Монтан, Марцион, Пелагий, живших во втором и третьем веке нашей эры.
Я предлагаю это определение ереси не отбросить, а немного расширить.
К еретикам в свете новозаветного учения относится и тот, кто упрямо пытается «протолкнуть» учение, которое, хотя и затрагивает вопросы второстепенные, все равно несет в церковь раскол. Такой человек может неукоснительно придерживаться основополагающих истин, но всячески распространять учение, затрагивающее другие вопросы, и которое, противореча мнению поместной церкви, неизменно приводит к конфликтам.
В тексте современного перевода Нового Завета на русский язык «Слово Жизни» вместо «еретика» стоит «тот, кто чинит разделения». Этот человек ни за что не согласится оставить в покое свою любимую тему, даже если это и грозит произвести в церкви раскол. Любую беседу он неизменно сводит к спорам по этому вопросу. Он уверен, что находит подтверждение своим взглядам чуть ли не на каждой странице Библии.
Он не может говорить о христианской вере, не поставив свою излюбленную тему во главу угла. На его скрипке лишь одна струна, и на ней он в состоянии сыграть лишь одну ноту.
Его поведение совершенно невыносимо. Повернувшись спиной к тысяче и одной доктрине Библии, могущим послужить духовному росту святых, он все свое внимание сосредоточивает на одной или двух второстепенных, что не несет ничего, кроме раскола. Может быть, он постоянно заводит волынку о каком-то определенном аспекте пророчеств. Или же он слишком сильно выделяет один из даров Святого Духа. Или же он, может быть, просто одержим пятью постулатами кальвинизма.
Он упрямо идет своим путем и тогда, когда руководители церкви настойчиво советуют ему прекратить свою пропагандистскую кампанию.
В ответ он твердит, что предаст дело Господне, если перестанет сеять эти свои идеи. Никто не может заставить его замолчать. На каждый довод и аргумент «противников» у него есть «супер-духовный» ответ. То, что в церкви могут начаться разногласия и дело может дойти до раскола, его совсем не пугает. Он остается глух к предупреждению Писания: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог» (1Кор.3:17).
Библия говорит, что такой человек развратился и грешит, будучи самоосужден. Он развратился в том смысле, что теперь не в состоянии ни здраво рассуждать, ни принимать моральные решения. Он грешит, потому что такое поведение Библия осуждает. И он это прекрасно знает, несмотря на все свои «благочестивые» возражения. Церковь должна дважды попытаться его вразумить и, если он не покается, начать избегать его, в надежде, что изгнание из общества заставит его сойти с пути раздоров и раскола.